Наша история начинается в 1911 году, когда в бухте Тафуин залива Петра Великого князь Николай Николаевич Шаховский построил первый краборыбоконсервный завод.

 

 

Производство тогда состояло из деревянного цеха-сарая, окруженного хозяйственными постройками, и нескольких парусных шаланд, осуществлявших прибрежный промысел.
Добытый краб закатывался в железные банки и экспортировался в Англию, Японию и Америку.

 

 

С приходом Советской власти открывается новая страница жизни завода: в 1925 году он входит в состав «Дальгосрыбтреста» — первого самостоятельного предприятия рыбной промышленности.

 

 

Именно с этим периодом связан расцвет производства: расширяется список объектов промысла (сельдь иваси, сардина, корюшка, камбала, бычок, минтай, краб), растут объёмы добычи, увеличивается группировка судов.

 

 
 

Но свои коррективы вносит Великая Отечественная война. Большая часть мужского коллектива завода уходит на фронт, а женщины поселка под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» заступают на рыбообработку в три смены. Дети после окончания школьных занятий работают наравне с матерями.

 

 
 

Вся продукция предприятия (консервы, соленая, сушеная и мороженая рыба) поставляется на фронт.

 

 
 

Коллективу завода за трудовые заслуги несколько раз вручается переходящее Красное Знамя Комитета Обороны СССР, после чего оно закрепляется за предприятием на вечное хранение.

 

 

Послевоенные годы – это период наращивания оборотов и освоения новых горизонтов. Строятся новые мощные дизельные суда, капитаны-тафуинцы первыми в истории внедряют в постоянную практику методы экспедиционного лова, которые сейчас активно используются рыбаками всего мира. Техническая база усиливается собственным судоремонтным предприятием (нынешний Ливадийский ремонтно-судостроительный завод).

 

 

В 1954 году флот предприятия впервые приступил к ночному лову скумбрии, а в 1963 году в районе Южных Курил начал добычу такого важного объекта, как сайра. За достигнутые показатели, освоение новых районов промысла и расширение ассортимента выпускаемой продукции, коллектив предприятия занесён в Золотую книгу Почёта «Главдальвостокрыбпрома».

 

 

За это время рыбокомбинат несколько раз меняет своё имя от «Базы сейнерного флота им. Ш. Надибаидзе» до современного «Южморрыбфлот» и к 80-м годам становится крупнейшим рыбоконсервным производством Дальнего Востока.

 

 

На смену развитию пришли тяжелые годы перестройки.

 

 

Продаются за бесценок и режутся на металлолом суда, разбиваются штормами причальные стенки, а завод практически останавливается.

 

 

Невероятные усилия потребовались новому руководству завода, чтобы вернуть специалистов на места, отремонтировать линии, модернизировать флот и предложить достойную зарплату экипажам. Только людям, хорошо осознающим свою миссию и не жалеющим себя, под силу пройти такой путь.

 

 
 

В 2014 году плавучий город и промысловый гигант КРКПБ «Всеволод Сибирцев» вошел в состав группы компаний. Его удалось вернуть в Россию после покупки у иностранной компании, которая планировала переоборудовать судно под гостиницу. Один из двух крупнейших плавзаводов, оставшихся в мире, стал флагманом промыслового флота «Доброфлот» и сразу же вышел в годовой рейс для изготовления рыбной продукции прямо в открытом море.

 

 
 

2014 год – «Доброфлот» запустил собственное жестяно-баночное производство в г. Большой Камень Приморского края. Мощности завода позволяют выпускать до 200 млн банок в год, что полностью обеспечивает собственные потребности группы компаний, а также дает возможность выполнять сторонние заказы на изготовления банкотары.

 

 
 

В 2015 году российские рыбаки возвращаются в Мировой океан. Группой компаний «Доброфлот» впервые со времен СССР был реализован стратегически важный для отрасли проект - приемка в Мировом океане сайры от добывающих компаний Японии и Тайваня для последующей глубокой переработки на плавзаводе «Всеволод Сибирцев» и реализации рыбопродукции на российском рынке. Проект готовился более трех лет и прорабатывался на правительственном уровне при участии Росрыболовства.

 

 
 

В 2017 году после двух лет успешной производственной деятельности по глубокой переработке сайрового сырья, принятой от японских рыбаков, данная деятельность была признана таможенными органами незаконной.

Государственный регулятор принял решение остановить производство сайры в Мировом океане и заблокировал поставки российских рыбных консервов на российский же рынок. В связи с данной ситуацией Президентом России были даны три поручения Правительству России, включая широко известное поручение от 21.06.2017 № Пр-1201, в котором чётко обозначено: «обеспечить беспрепятственное производство и доступ на российский берег рыбопродукции произведенной российскими судами в открытой части Мирового Океана». Несмотря на все указания Президента по состоянию на 2022 год вопрос определения статуса рыбопродукции, произведенной в открытой части Мирового океана, до сих пор не решен, а поручение Президента в должной мере не выполнено.

 

 

 

 

 
 

2016 год: транспортные рефрижераторы «Доброфлота» первыми в новейшей истории России начали регулярные поставки дикой дальневосточной рыбы в европейские регионы по Северному морскому пути.

 

 
 

На протяжении последних 7 лет «Доброфлот» ежегодно выполняет регулярные рейсы по Севморпути. С 2016 года «Доброфлот» доставил по северному маршруту более 30 000 тонн дальневосточной рыбопродукции.

 

 
 

Сегодня многолетний опыт группы компаний «Доброфлот» подтверждает, что при правильной организации процесса использование СМП наиболее выгодно и удобно при транспортировке тихоокеанской рыбы в западные регионы страны непосредственно из районов промысла.

 

 
 

Один из участников перехода по СМП – транспортный рефрижератор «Симфония» – стал первым в мире крупным морским судном, корпус которого украшен изображением амурского тигра. Это результат проекта «Тигрофлот», реализованного группой компаний «Доброфлот» и автономной некоммерческий организацией «Центр по изучению и сохранению популяции амурского тигра». Цель проекта – привлечь внимание к проблеме сохранения популяции редкого хищника.

ПРОГРАММА «АМУРСКИЙ ТИГР»

 

 

 
 

2016 год: усилиями группы компаний «Доброфлот» возрожден российский промысел сардины-иваси. После 20-летнего перерыва полезная, нежная и вкусная сардина вернулась на столы россиян. Для этого потребовалось с нуля построить специализированные орудия лова, переоборудовать добывающие и суда и на протяжении трех лет обучать экипажи судов тонкостям добычи нового биоресурса.

 

 
 

В 2018 году группой компаний «Доброфлот» был приобретен и полностью восстановлен аварийный «Хомяковский хладокомбинат» в Тульской области. Инвестиционный проект был реализован в рамках соглашения о сотрудничестве с Правительством Тульской области. В настоящее время завод по переработке рыбопродуктов и морепродуктов в Туле запущен на полную мощность, фабрика выпускает высококачественные полуфабрикаты из минтая, трески и кальмара. Производственные мощности позволяют выпускать до 8,5 тыс. тонн рыбной продукции в год. Завод обеспечивает работой более 200 местных жителей.

 

 
 

2018 год: «Доброфлот» признан победителем всероссийской премии «Товар года». Для всей отрасли это событие стало историческим - впервые за 20 лет существования премии «Товаром года» стал бренд рыбных консервов.

 

 
 

30 апреля 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин за заслуги по возрождению российского промысла иваси наградил сотрудника ГК «Доброфлот» Сергея Антонова высшим знаком отличия – орденом Герой труда России. На сегодняшний день С.И. Антонов единственный в России рыбак-Герой труда.

Благодаря трудовому подвигу и титаническим усилиями Серея Антонова в России был возобновлен кошельковый промысл иваси – единственный вариант промысла, который позволяет сохранить сардину-иваси неповреждённой. Кошельковый невод - дорогое и сложное орудие промысла, требующее от экипажей рыбаков в море не только знаний, опыта и навыков, но главное - значительных физических и организационных усилий, слаженности работы всей палубной команды рыболовного судна.

 

 

 
 

В середине 2010-ых годов дальневосточные рыбаки пробовали наладить промысел сардины- иваси традиционным орудием лова – тралом. Однако иваси очень мягкая и нежная рыба. Процент содержания жиров в ней достигает 28% от общего веса рыбы, что делает иваси лидером среди всех промысловых рыб содержанию Омега-3. Ловить обычными тралами такую рыбу нельзя. Стандартные снасти давят ее, мнут и «ломают». Даже при минимальном механическом воздействии рыба теряет свою потребительскую привлекательность. Кроме того, в трале иваси очень быстро задыхается, и сырье, полученное таким способом, годится только на технические цели, например, переработка в рыбную муку и жир.

 

 
 

В советские годы рыбаки добывали иваси специальными кошельковыми неводами. Промысел «кошельком» позволят сохранить иваси для производства консервов и пресервов лучшего качества. Такие сети позволят окружить косяк рыбы и закрыть «створки кошелька» под косяком. Потом рыбу бережно подтягивают в борту судна и насосом забирают из невода. При таком промысле до самого момента переработки иваси находится в морской воде, окруженная сетью (как в аквариуме) и остаётся живой.

В Советском Союзе, когда сардина стала популярным деликатесом, для ее обработки использовали плавзаводы, которые обрабатывали иваси непосредственно рядом с кошельковым неводом, принимая ее на борт живой. Именно такое сочетание двух сложных технологических и производственных процессов - вылов кошельковым неводом и переработка иваси в море на плавбазе «Всеволод Сибирцев» - позволяет продукции под брендом «Доброфлот» донести до потребителя тот вкус иваси, который так ценили в прошлом. Именно этот промысел восстановил после долгих лет забвения Сергей Антонов. Он доказал, что промысел иваси возможен, и это послужило примером для других дальневосточных рыбаков.

 

 

 
 

Кошельковый невод – это уникальное инженерное сооружение длинной 1000 метров и высотой более 200 метров. Вес даже сухого кошелькового невода превышает 32 тонны. Промысел этим методом требует от рыбаков в море не только знаний, опыта и навыков, но главное - значительных физических и организационных усилий, слаженности работы всей палубной команды рыболовного судна. Неудивительно, что за 25 лет отсутствия иваси в российских морях все снасти для иваси были уничтожены, а промысловое мастерство за такой срок забылось. Выросло целое поколение рыбаков, которое никогда не видело и не добывало иваси.

В 2018-2019 гг. руководитель направления промвооружения и такелажа ГК «Доброфлот» Сергей Иванович Антонов нашел старые чертежи, с нуля рассчитал параметры и требования к современным материалам, своими собственными руками связал первые полотна, жгуты, поводки и канаты в сложные системы кошельковых неводов. На протяжении трех лет Сергей Антонов выходил в море и обучал рыбаков навыкам ловли иваси кошельковым неводом.

 

 

 
 

Чтобы представить сложность задачи по постановке (замету) и выборке кошелькового невода, необходимо знать его параметры: вес - около 30 тонн, площадь сетей составляет 22 тысячи квадратных метров, разовый вылов за один удачный замёт в 2017 году на СТР «Калиновка» под руководством Сергея Антоновна составил 282 тонны иваси!

Учитывая, что вес кошелькового невода, наполненного живой подвижной рыбой, - более 300 тонн и процесс происходит в открытом океане, за тысячи миль от берега, где в случае аварии сложно быстро получить помощь, можно представить колоссальный уровень ответственности, которую на себя взял награжденный. Кошельковый невод на судне один, больше не поместится, а ремонтировать его в море невозможно. Если потерять, повредить или запутать это огромное орудие лова, то весь промысловый рейс будет сорван, а это, в свою очередь, - риски потери заработка для экипажа.

 

 

 
 

На начальном этапе организации кошелькового промысла Сергей Антонов – был единственным специалистом на Дальнем Востоке, обладающий опытом и навыками использования кошелькового невода. Среди членов экипажа рыболовных сейнеров мало кто верил в успех этой инициативы, и Сергей Иванович испытывал значительное психологическое воздействие со стороны членов экипажа, которое он вынужден был преодолевать. Благодаря Сергею Антьнову Россия вернула самый перспективный для рыболовства промысловый массовый объект, но главное, Сергей Иванович вернул на стол россиян любимую рыбу - сардину тихоокеанскую иваси.

 

 
 

2019 год. На территории опережающего развития «Большой Камень» построен береговой производственный комплекс по переработке филе минтая «Новый Мир», оснащенный самым современным в регионе перерабатывающим оборудованием. Строительство завода велось рамках закона «квоты в обмен на инвестиции». Финансовым партнером выступил банк ВТБ, общий объём инвестиций 1,7 миллиарда рублей.

 

 
 

В 2020 году «Доброфлот» одержал уверенную победу в конкурсе «Народная марка». По мнению большинства россиян, принимавших участие в масштабном опросе, консервы «Доброфлот» признаны лучшими в стране.

 

 
 

19 апреля 2021 года установлен исторический рекорд для всей рыбной отрасли. Во время промысловой экспедиции в 2020-2021 году экипаж плавбазы «Всеволод Сибирцев» принял на борт и переработал рекордные 64,6 тысячи тонн сырца, выпущено 22 тысячи тонн мороженой продукции, произведено более 56 миллионов банок консервов и пресервов из свежей рыбы. Стоит отметить, что переработка в море 64,6 тысяч тонн сырца – абсолютный рекорд за всю историю существования отечественных плавбаз (со времен СССР).

 

 
 

В 2022 году «Доброфлот» построил один из крупнейших холодильных складов для рыбы на Дальнем Востоке. Финансирование строительства холодильного комплекса осуществлялось за счёт кредитов банка ВТБ. Фактический объём инвестиций составил более 1,3 млрд рублей.

 

 
 

В сентябре 2022 года в рамках собственного проекта по импортозамещению группа компаний «Доброфлот» построила в ТОР «Большой Камень» завод по изготовлению картонной тары. Фабрика мощностью более 6 млн кв.м гофротары в год не только позволит обеспечить все потребности группы компаний, но также сможет поставлять картонную упаковку другим предприятиям страны. Объем инвестиций в создание предприятия составил около 500 млн рублей. Завод использует для производства гофротары исключительно российские сырье, поставляемое целлюлозно-бумажными комбинатами Иркутской области.

На новом заводе «Доброфлот» наладил выпуск гофрированных коробов для плавучих и береговых заводов, которые обеспечивают лучшую, чем иностранные «сэндвич-бэги», сохранность рыбы и позволят полностью отказаться от импортной упаковки. Кроме того, новая фабрика дает группе компаний возможность выпуска гофрированной тары для рыбных консервов и полуфабрикатов того формата и качества, который на сегодняшний момент наиболее востребован розничной сетью.

 

 

 
 

Нашей истории уже больше века. Начиная проект «ДОБРОФЛОТ» сегодня, мы хотим сохранить для будущих поколений традиции рыбоконсервного производства, заложенные прадедами наших нынешних работников.

 

 
 

Мы хотим показать стандарт качества времён, когда рыбе, чтобы быть вкусной, достаточно было просто оставаться свежей. Времён, когда рыбные консервы были настоящим деликатесом.

 

 
 

Предприятие гордится опытом своих предков – тех, кто стоял у истоков отрасли, тех, с кого начиналась рыбоконсервная история России. Мы заботливо храним их традиции и развиваемся, чтобы отечественная рыба всегда была на столах жителей страны.

 

...пусть плавание будет добрым.